?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Берлин. Новый музей.

На следующий день с самого утра мы побежали исполнять следующий пункт программы, а именно Новый музей и переехавшая в него экспозиция Египетского музея, во главе с Нефертити. Если честно, то после Пергамона экспозиция показалась немного бедноватой. Скорее всего от того, что еще не все переехало. Третий этаж был закрыт, поэтому нам пришлось довольствоваться только двумя. По крайней мере половина египетской экспозиции была посвящена царственным супругам - Эхнатону (он же Аменхотеп IV, отец Тутанхамона) и Нефертити.


Несколько слов о главный героях:
Эхнатон известен в истории Египта прежде всего религиозной реформой, заменившей главенствующий тогда культ Амона-Ра на культ Атона - бога солнечного диска. Вместе с тем, были отменены и начали преследоваться и культы других божеств. Подобную реформу историки склонны связывать с происхождением Эхнатона - считается, что его мать, царица Тэйе,  не принадлежала ни к царскому роду, ни, возможно к египетскому народу вообще. В глазах фиванских жрецов Амона этот факт лишал  Эхнатона всех прав на наследование трона. Начав со становления нового культа , фараон также сменил свое имя Аменхотеп на новое - Эхнатон и основал новую столицу - Ахет-Атон (сейчас городище Тель- эль-Амарна). Во время царствования Эхнатона египетское искусство получило новый толчок и стало развиваться так называемое Амарнское искусство, которое вытеснило старую монументальную манеру изображения на новую, более пластичную. Впервые в Египте фараон стал изображаться не как грозный властитель, а как семьянин, любящий отец и муж.  В изображениях Эхнатона некоторые склонны усматривать признаки систематического кровосмешения, в частности  женственную фигуру и т.д. Но, возможно, что подобные изображения отражают идею о том, что фараон - это одновременно отец и мать египетского народа, поскольку у мумии, идентифицированной, как Эхнатон, подобных недостатков в строении тела найдено не было.
Нефертити - главная супруга и царица Эхнатона. Ее происхождение остается загадкой - кто-то считает, что она была из знатной египетской семьи, а кто-то - что она принцесса из соседнего царства.
На этом барельефе изображены супруги со своими дочерьми. От солнечного диска тянутся лучи с символами царской власти и бессмертия:
Эхнатон и Нефертити с дочерьми.
Царственная чета на прогулке:

Супруги целуются:

То ли отсутствие наследника, то ли смерть одной из дочерей  послужили причиной, но между супругами произошел разлад, и на 15 году правления Эхнатона, все упоминания о Нефертити исчезают.
После смерти Эхнатона, культ Амона возродился вновь, и жрецы попытались уничтожить все, что напоминало бы о его правлении, в том числе и новую столицу. Но глина, из которой были построены дома, сослужила прекрасную службу, законсервировав и увековечив то, что так пытались уничтожить.
В хижине скульптора Тутмоса-младшего (его имя было написано на черепке) нашли несколько бюстов Нефертити.
Один из них неоконченный. Остались даже пометки на лице, сделанные скульптором:


И вот она, Царица во всей своей красе:

Признаюсь сразу - в музее именно этот бюст фотографировать нельзя, поэтому фотография из интернета.
Бюст нашли лежащим лицом вниз, будто перед тем, как разрушить хижину, его специально так положили, чтобы лицо не пострадало от падающих кусков штукатурки.
Людвиг Борхадт, при провозе бюста через границу, изуродовал его гипсом, в результате, египтяне его признали малоценным и позволили беспрепятственно вывезти. Сейчас Египет пытается предъявить права на Нефертити, но Германия пока что успешно сопротивляется. Если учесть разграбление Каирского музея во время последней революции, когда часть экспонатов была украдена, другая - разбита, египтянам еще долго не светит получить это бесценное сокровище обратно. Может оно и к лучшему. Даже затрудняюсь ответить, сколько времени мы провели рядом с царицей. От нее невозможно уйти, хочется просто сесть напротив и смотреть, не отрываясь.

Кроме бюстов Эхнатона и Нефертити, в музее также во множестве хранятся саркофаги и их составные части:

Остатки Египетского зала, который был разрушен во время войны:

В античной экспозиции обнаружился настоящий шлем гладиатора:

Античные шалунства (как же без них):

И инструмент античного окулиста. Не знаю, что он им делал, но фантазия упорно рисует зверские картинки:

После музея мы подкрепились все в том же картофельном ресторанчике:


А потом поехали на репетицию тратить новоприобретенные калории :-).

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
iraizkaira
Jul. 6th, 2012 07:27 am (UTC)
Я понимаю, что вы правы, но всё равно обидно за Египет. Ведь и в Лувре и вот здесь, в Берлине, и в Британском музее экспонаты намного лучше - в смысле сохранности, - чем в Каирском музее. Удивительно, как золотой саркофаг не уволокли.)
Нефертити, конечно, впечатляет. И тонкостью работы и значительностью лица.
junka79
Jul. 7th, 2012 06:14 pm (UTC)
Когда смотрели на Ворота Иштар, то первая мысль была, что если бы их не вывезли, то после "миротворческих" американских бомбардировок от них точно бы ничего не осталось.
А Нефертити - красавица.
olmac
Jul. 6th, 2012 09:47 am (UTC)
Я тоже так люблю: сначала по музеям просвещаться, а потом в ресторане перейти к земным радостям. :)
Полюбовалась ещё раз на Нефертити. :)
junka79
Jul. 7th, 2012 06:15 pm (UTC)
Земные радости - это святое :-)ю ку да бы ни поехали, без приобщения к местной кухне, впечатление о месте как-то не складывается.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

junka79
Yulia G

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com