Previous Entry | Next Entry

Конная прогулка в Шимле

Сегодня почему-то вспомнилась прогулка в окрестностях Шимлы (или Симлы, кому как нравится). Было это в начале сентября 2005. Кажется, как-будто целая вечность прошла с тех пор. В тот год сезон дожей затянулся и в горах некоторые дороги были размыты. Периодически шел дождь. Позади был душный влажный Нью-Дели, окутанный миазмами.

После него воздух Гималаев бодрил необычайно. Из Дели мы поехали в Манали, расположенный в долине Куллу, по-соседству с Наггаром - излюбленным местом семьи Рерихов.

Сама Шимла расположена на высоте 2 250м, в поясе хвойных лесов. По дороге из Манали в Шимлу наш автобус то поднимался по склонам, чуть не доезжая до альпийских лугов, то вновь спускался в хвойники.

Обезьяны   стаями носились по гималайским кедрам. Единственное неудобство заключалось в том, что при подъемах и спусках от смены давления и высоты меня настигали то головокружение, то головная боль. Но когда за окном простираются самые высокие и таинственные горы в мире, подобные вещи мало волнуют. На следующее утро после прибытия мы отправились на прогулку. Прошли мимо индуса, который, стоя на смотровой площадке с небольшим телескопом на треножнике, предлагал всем за 100 рупий (!!!) посмотреть на индийско-китайскую границу и китайскую часть Тибета. Тут же в метрах ста в траве резвилась стая мартышек. Я хотела подобраться к ним поближе, чтобы сфотографировать, но местное население, в лице того же индийца, начало очень эмоционально жестикулировать и объяснять, что мартышки очень агрессивны и лучше к ним в кусты не лезть. Я решила не рисковать здоровьем и имуществом и послушалась его совета.
Следующим пунктом программы была конная прогулка с заездом в храм трех богинь Кали, Дурги и Сарасвати. Собственно до этого момента я ни разу не сидела в седле. (На лошади -то сидела, но тогда это был разжиревший ленивый жеребец и седла к нему не прилагалось, происходило это в Кузнечном после второго курса).
Надо отметить, что местные лошадки оказались невысокого роста, метра полтора в холке, может чуть больше.

Мне досталась белая кобылка по имени Моти. Честно говоря, взобравшись на нее, я слегка испугалась. Причем испугалась не столько того, что упаду, а того, что падать придется в отвратительную жидкую грязь из навоза и глины. Но самого страшного не случилось, через какое-то время я нашла точку равновесия и почувствовала себя вполне комфортно, чего не скажешь о моем спутнике, который как в начале прогулки судорожно вцепился в луку седла, так до конца ее и не отпускал.

Вот так и пошли. Периодически мы с Моти обгоняли нашего проводника, который всячески опекал моего друга и не давал тому свалиться с жеребца (черного, как смоль, надо сказать).  Иногда нам встречались другие такие же "гуляющие". Их даже стало жалко - беднягам явно верховая езда пришлась не по вкусу, а наоборот внушала откровенный ужас.

Минут через десять мы выехали на относительно чистую горную дорогу. Вот тут-то сердце и забилось от восторга: внизу на склонах расстилались террасированные поля. Кое-где поднималась дымка, которая, отрываясь от земли, становилась облаками и уплывала вдаль. А где-то облака, зацепившись за горные склоны, проливались на них дождем. Вдали белели ледниками вершины. Несколько раз мы въезжали в густой ледяной туман. Через какое-то время до меня дошло- ведь это же облака, мы едем внутри облаков!

Мы все выше поднимались по серпантину. Я никак не могла наглядеться на проплывающие внизу облака и зеленые склоны. А если поднять голову, то казалось, что стоит протянуть руку и дотронешься до неба...

Несколько раз нас поливал дождь. Один раз даже пришлось спрятаться под навес. Часа через полтора пути мы выехали к небольшой стоянке. Там можно было купить горячего чая, еды, и пообщаться с домашними яками. Одомашненные  яки оказались ростом еще ниже местных лошадей - этакие флегматичные шерстистые коровы, в холке около метра, с пышными челками и задумчивыми большими глазами. Предприимчивое местное население тут же надело на меня национальный костюм и начало фотографировать со всех сторон. Надо отдать им должное - вечером фотографии вместе с негативами были в нашем отеле на ресепшине.  Неподалеку оказалась еще одна стоянка. На ней мы оставили лошадей и пешком начали подниматься к храму, который располагался на вершине небольшой горы. К храму вели каменные лестницы, перемежающиеся площадками со скамейками для отдыха. Каждая лестница была где-то из двадцати ступеней. Я бодренько стала подниматься наверх...и уже ступенек через десять поняла, что что-то не так - сердце колотится, ноги подкашиваются и воздуха ... не хватает. Еще ступеньки через три дошло - 3000 метров над уровнем моря, воздух разреженный, давление низкое, для жителя равнин условия несколько... экстремальные. До храма мы все-таки доползли, отдыхая на каждой площадке минуты по три.
Там нас встретил седой старичок в квадратной тибетской шапочке. Мы сняли обувь и прошли внутрь.

Вначале он проводил нас к алтарю и раскрашенным статуям богинь, украшенным яркой мишурой, а потом предложил пройти  в каменную пристройку.  Нас усадили на каменный пол, застеленный циновками и мальчик лет одиннадцати принес  приготовленный дал (горох) и воду. Вода была ледяная и кристально чистая, как нам поведал старичок - прямо из горного родника.  Отведав храмовой пищи, мы оставили пожертвование и вернулись обратно к лошадям. На обратном пути Моти начала показывать характер, периодически упрямилась и я начала думать, что это не лошадь, а осел, по ошибке реинкарнировавшийся не в ту сущность. Но надо отдать ей должное - в некоторых местах, казавшихся непроходимыми, я отпускала поводья, и Моти, немного подумав (мыслительный процесс был очень заметен), безошибочно находила дорогу между камней (проводник вместе с моим другом в это время плелись метрах в пятидесяти позади). Напоследок мы подарили проводнику 150 рупий. Он очень не хотел их брать, говорил, что ему платят за работу и этого достаточно (30 рупий в день, доллар тогда стоил 45 рупий). Мы, тронутые его простотой и честностью, все-таки убедили его взять деньги, сказав что это на подарки жене и детям от нашего имени.
На обратном пути мы угодили под ливень. От замерзания меня спас шерстяной свитер-пончо, а от пневмонии - 50 грамм рома в  ресторане отеля. Последнее произвело фурор среди работников ресторана, которые выстроившись за колонной, тайком (это они так думали, что тайком) наблюдали, как белая леди пьет НЕРАЗБАВЛЕННЫЙ ром. А администратор ходил вокруг с бутылкой колы в руках, готовый в любой момент начать меня спасать.

( 7 comments — Leave a comment )
kosovsky_family
Feb. 22nd, 2011 12:16 am (UTC)
Как интересно!
lubech
Feb. 22nd, 2011 03:42 am (UTC)
Здорово! А картинки?
junka79
Feb. 22nd, 2011 10:36 am (UTC)
Хотела картинки вставить, но не разобралась как это делать. Может подскажешь? Предупреждаю сразу, у меня они отсканированные с пленок
lubech
Feb. 22nd, 2011 01:17 pm (UTC)
Я пользуюсь www.ljplus.ru. Он хорошо интегрирован с ЖЖ, там подробно расписано, как загружать картинки и помещать их в свой блог, автоматически выдается код постинга. Места дают - 80 Мб. Это несколько сотен картинок интернетного разрешения, хватит на несколько лет.

А Симла - это что-то киплинговское!
junka79
Feb. 22nd, 2011 09:13 pm (UTC)
Да, вполне киплинговское - как-никак зимняя столица колониальной Индии. Картинки, как оказалось, можно загружать сразу с компьютера.
lubech
Feb. 23rd, 2011 04:30 am (UTC)
Точно! Я и забыл, что на спонсируемом аккаунте можно загружать картинки прямо в ЖЖ.
С ними-то гораздо лучше. Прекрасные места.
junka79
Feb. 23rd, 2011 12:02 pm (UTC)
Да, только к сожалению тогда у меня не было приличного фотоаппарата и не было возможности фотографировать пейзажи в всей их красоте. Кстати фотографии храма в горах и альпийскообразных лугов сделаны из автобуса во время движения. Надо сказать, что с этим фотоаппарат справился.
( 7 comments — Leave a comment )